top of page
Фото автораЦентр "НЕЙРОСФЕРА"

Речевое развитие ребёнка на первом году жизни. Часть 2




Речевое развитие ребенка на первом году жизни


Развитие речи — это довольно сложный процесс, который у каждого малыша протекает по-своему. Если ребенок здоров и нормально развивается, то речь формируется сама собой. Однако родителям стоит насторожиться, если в поведении малыша присутствуют определенные тревожные сигналы.


К тревожным сигналам относятся следующее:

В первый год жизни ребенок не фиксирует взгляд на движущемся предмете;

Отсутствие гуления и гуканья или гуление есть, но оно очень тихое и монотонное.

Нет реакции на эмоциональную речь взрослых;

К концу первого года жизни сохраняется примитивный лепет;

Проблемы с локализацией звука в пространстве, т.е. ребенок не может найти источник звука;

Есть сложности с глотанием, жеванием, ребенок часто поперхивается пищей и даже водой;

У ребенка в целом отсутствует желание общаться. Он лепечет что-то на «своем языке», не изъявляя желания, чтобы его слушали и понимали;

Вместо слов ребенок выражает свои чувства и желания жестами и мимикой.


Рекомендации для родителей:

  1. Больше разговаривайте с ребенком. Постоянно говорите с ним во время кормления, замены памперсов, одевания и т.д. Ребенок пока не может понять значения слов, но он все равно будет чувствовать, что речь обращена именно к нему и захочет ответить.

  2. При общении ребенок должен видеть лицо говорящего (для формирования четкой артикуляции и мимики в будущем).

  3. Демонстрируя ребенку какой-то предмет, нужно обязательно пояснит его название и функцию. Слово нужно произносить спокойно, четко и внятно.

  4. Важно накапливать активный словарь. Задавайте ребенку вопросы, на которые он способен ответить. Он в праве не только дать ответ в виде слова, но и в виде действия: что-то принести, показать игрушку и т.д.

  5. Не надо искажать свою речь излишним «сюсюканьем». Дети на первом году жизни активно подражают родителям, поэтому общение должно быть взрослым.

Важно не только разговаривать с ребенком, но и давать ему слушать звуки окружающего мира, например, шум воды, скрип двери, лай собак на улице, движение поезда. Это позволит развивать неречевой слух, который является базой для понимания речи окружающих.


С помощью приведенной ниже таблицы вы сможете сделать оценку предречевого развития у детей первого года жизни. Интерпретировать результаты можно следующим образом:

все ответы «да» — речь ребенка развивается нормально, слух не нарушен;

1–2 ответа «нет» — необходимо обратиться к специалистам, а также исследовать слуховую функцию.


Если вы понимаете, что ваш ребенок испытывает трудности с речью и его развитие сильно отстает от нормы, необходимо срочно показать малыша специалисту, чтобы исключить медицинские проблемы и задержку психоречевого развития.


Comments


bottom of page