

Еще до рождения дети способны улавливать звуки: плод реагирует на музыку и голоса родителей. После же появления на свет на 2-3 месяце происходит «комплекс оживления» — ребенок начинает улыбаться маме и папе, совершать хаотичные движения руками и ногами, издавать различные звуки, т.е. пытается всячески коммуницировать с окружающим миром.
Подчеркнем, что этап доречевого развития подразделяется на несколько стадий:
Стадия крика (с рождения до 7-8 недели). Все, что произносит ребенок в этот период — это рефлекторные звуки.
Стадия гуления (длится от 2 до 5 месяцев). В этот период крик уже эмоционально окрашен и меняется в зависимости от состояния ребенка. Гуление возникает как спонтанно, так и в общении со взрослыми.
Стадия лепета (продолжается порядка 6-7 месяцев до 11-ти месячного возраста ребенка). Лепет сначала состоит из слогов («ба»), которые переходят в слоговые цепочки («ба-ба-ба»).
Стадия первых лепетных слов заканчивается, когда ребенку исполняется 1,5 года. Дети начинают произносить слова, которые, как правило, состоят из двух одинаковых слогов («ма-ма», «па-па» и т. д.). Идет активное накопление пассивного словаря. Ребенок постепенно начинает понимать обращенную именно к нему речь, однако пока выговорить более сложные слова не способен.
Как итог, зачастую в речи годовалого ребенка присутствует примерно от 10 до 20 слов — это устоявшийся активный словарь. Пассивный активнее развивается после первых 6 месяцев жизни, но только при условии, что родители уделяют достаточно внимания его развитию.
Стоит насторожиться, если ребенок к концу первого года использует только мимику, мычание и различные жесты при попытках выразить свои желания и эмоции. В это время в его общении все-таки должны начать присутствовать слова.
Comments